Старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №99"
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизацийРазвитие связнойречи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
Старший воспитательМБДОУ «Детский сад №99» Гусева СветланаГеннадьевна Однойиз важнейших задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучениюв школе, поскольку наиболееблагоприятным для развития речевой активности является дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны,сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой -развитием элементов произвольности, самосознания, чтообеспечивает ребенку определенный уровень самостоятельности. Крометого, одной из основных задач дошкольного образования, согласно ФГОС ДО,является развитие связной, правильной диалогической имонологической речи. Связная речь представляет собой наиболеесложную форму речевой деятельности, она носит характер последовательногосистематического развернутого изложения и является показателем будущей успешности ребенка в школе. Вдошкольном возрасте дети осваивают разные типы связных высказываний (описание,повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него.Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количествосложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В настоящее время у многих детей дошкольного возрастаотмечается нарушение связной речи, неумение правильно излагать своимысли, понимать и полным развернутым предложением отвечать на поставленные вопросы, логично рассуждать иделать точные определенные выводы, чтопрепятствует успешной подготовке дошкольников к обучению в школе. Несмотря на недостатки связной речи, помнению многих исследователей В.П.Глухова, Н.С.Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М.Мастюковой,Н.В. Нищевой, Т.А.Ткаченко,Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для полноценного усвоения детьми развернутой связной монологической речьюнеобходимо найти наиболее эффективные методы коррекции данного речевогонарушения. Известно, что основным иведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Система работы, направленной на развитие связной речиу детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций: Подготовительный этап,цель которого эмоциональное развитие и подготовка детей к правильномуформированию фразовой речи посредством игр-драматизаций. На данном этапе необходимо решить следующие задачи: Замотивироватьдетей процессом игры для дальнейшего обучения; Обогащатьсловарь новыми словами и словосочетаниями; Прививатьнавыки грамматически правильного оформления высказываний; Развиватьинтонационную выразительность речи; Развиватькоммуникативные навыки; Развиватьумения передавать характерные особенности героев произведений с помощьювыразительных средств речи; планировать связные высказывания; Развиватьфразовую и диалогическую речь; Воспитывать интерес к играм-драматизациям. Основной этап,цель которого -формирование диалогической речи и предпосылок монологической речи посредствомигр-драматизаций Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: Обогащать и активизировать словарь новыми словами и словосочетаниями; Учить задавать и отвечать на вопросы: репродуктивные (Кто? Что?); поисковые (Где?Куда? Откуда?); проблемные (Что было бы, если? Как бы ты сказал? Что бы произошло, если бы?) Формировать навыки грамматически правильного оформления высказываний; Развивать вербальную память, образное мышление, учить использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя; Развивать диалогическую и монологическую речь в играх драматизациях с использованием атрибутов; Основными условиями эффективности работы являются:
систематичность проведения упражнений и заданий распределение упражнений в порядке нарастающей сложности подчиненность заданий выбранной цели чередование и вариативность упражнений Формы работы с детьми На занятиях (фронтальных, групповых,индивидуальных) - используются элементы драматизации, способствующие раскрепощению детей, преодолению застенчивости, страха перед речью,развитию коммуникативных отношений,обогащению и активизации словаря, интонационной выразительности, мимики, силы голоса, обогащению эмоционального словаря, в соответствии с темой занятия. А так же запоминанию текста и его воспроизведению. Одним из необходимых условий успешного результата обучения детей является создание мотивации речевой деятельности. Драматизация (игры-имитации,игры –импровизации, этюды, игры-драматизации, ролевые диалоги) в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста способны создать интерес к занятию. С целью развития связной речи на каждом занятии проводятся упражнения с элементами драматизации,подобранные в соответствии с тематикой занятия: - Лексические упражнения связаны с разнообразными заданиями на развитие словаря ассоциаций, антонимов, синонимов, слов, объединенных тематическим признаком; относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия);слов для правильного завершения смысла высказывания и др. -Лексико-грамматические упражнения: дополнение предложений нужным по смыслу словом; составление предложений–ответов на вопросы; составление предложений по опорным словам; составление предложений с данным словом; распространение начальной структуры предложения по вопросам и путем наращивания слов по цепочке; преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени,замены слов синонимами и т.д.; преобразование деформированной фразы;составление расширенного значения знакомого словосочетания (громадный дом –очень большой дом или дом, который выше всех других домов). Таким образом,положительная динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста является результатом использования элементов драматизации,игр-драматизаций в работе по развитию связной речи. Дети стали активно общаться как с педагогом, так и со сверстниками, обогатился и активизировался словарь. При построении самостоятельных рассказов многие дети стали использовать распространенные предложения, в которых прослеживается логичность,связность высказываний, последовательность изложения мысли, снизилось количество пауз, аграмматизмов. Речь детей приобрела интонационную выразительность.
31 января 2016 в 23:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.